DOI: https://doi.org/10.31865/2077-1827.1(99)2020.198160

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОБЛЕМА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ

Валентина ШЕБЕКО, Кэ ГО

Анотація


В статье представлен аналитический обзор теоретических подходов к проблеме эмоционального благополучия детей. Отмечается, что понятие «эмоциональное благополучие» приобрело самостоятельный статус, дифференцируюсь от более общих понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие». Внимание исследователей привлекает изучение поведенческих и эмоциональных состояний детей, функций, выполняемых ими. В настоящее время выделяется новое направление в исследовании эмоционального благополучия детей, где оно рассматривается как синоним понятия «эмоциональное здоровье», критериями которого выступают: наличие целостного эмоционального отношения ребенка к себе и к миру; способность трансформировать отрицательные эмоции и вызывать положительно окрашенные переживания; включенность во взаимодействие с социальной средой; способность к саморегуляции и творческому освоению способов, нарушающих эмоциональное благополучие. Несмотря на разность подходов в определении эмоционального благополучия исследователи различных специальностей пришли к выводу, что оно представляет собой многомерное явление, которое определяет эмоциональное самочувствие ребенка, является показателем успешности его эмоциональной регуляции и неразрывно связано с его психологическим здоровьем.

Целью исследования явилось опытно-экспериментальное изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, выявление как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; определение содержания педагогической деятельности, направленной на формирование у воспитанников позитивных эмоций, позитивного отношения к себе в процессе выполнения физических упражнений.

Приводятся данные эмпирического исследования состояния эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Результаты итогового анализа материалов диагностических методик позволили констатировать, что степень проявления основных признаков эмоционального благополучия детей контрольных и экспериментальных групп зафиксирована как недостаточная. В формирующей части эксперимента использовались формы и методы работы, обеспечивающие навыки эмоционального самовыражения ребенка в двигательной деятельности, влияющие на осознание им своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Главным условием реализации поставленной цели выступала игра.

Исследованием доказано, что в игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, – формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Особо значим в игре момент перевоплощения в игровой образ, он выступает важнейшим условием перестройки и оптимизации эмоциональной сферы детей. Таким образом, игровая форма организации двигательной деятельности, обеспечивающей преобладание положительных эмоций, понимание ребенком характера переживаемых эмоций, приобретение эмоционально положительного опыта общения со сверстниками может явиться действенным фактором формирования эмоционального благополучия детей.


Ключові слова


психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, эмоциональное развитие, положительный фон настроения, двигательная деятельность, игра, двигательные инсценировки, музыкально-ритмические упражнения.

Повний текст:

PDF

Посилання


Аболин А. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: КГУ, 1987. 262 с.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва.: Медицина, 1966. 347 с.

Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: дис. канд. пед. наук. Mосква., 1998. 125 с.

Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности. Вестник практической психологии образования. 2010. № 3. 17– 21 с.

Ежкова Н. С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. Дошк. воспитание. 2004. № 8. 65–70 с.

Запорожец А. В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у ребенка. Вопр. психологии. 1974. № 6. 74 – 75 с.

Князева О. Л. Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез. 2005. 166 с.

Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва. Академия, 2003. 176 с.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург.: Питер, 2009. 320 с.

Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций человека. Санкт-Петербург.: Речь, 2002. 108 с.

Семенова Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Мозырь: Белый ветер, 2010. 174 с.

Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования. Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. 48–56 с.

Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед, учебных заведений. Москва: Просвещение. 2001. 356 с.

Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева, С. А. Козлова. Москва: Академия. 2003. 169 с.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва.: Педагогика. 1989. 560 с.