СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.31865/2077-1827.1(99)2020.198088Ключові слова:
современные вызовы, дошкольное образование, образовательный кластер, стратегии развития дошкольного образования, психолого-педагогическое сопровождение, социальное партнерство.Анотація
В статье дан анализ состояния современного общества и актуальных проблем образования. Поставлена задача разработки новых стратегий воспитания нового поколения. Определены цель и задачи образования, как ответ глобальным вызовам ХХI века (трансформация общества и семьи, цифровизация, инклюзия и др.). Обоснован ориентир на гуманные и нравственные ценности, способствующие формированию у человека готовности к мирному созиданию в полиэтнической среде. Акцентирована необходимость создания новой модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом его возрастных возможностей и образовательных потребностей. Актуализирован поиск прорывных гуманитарных технологий развития ребенка дошкольного возраста. Решение актуальных задач дошкольного образования состоит в гарантировании доступного (с возможностью выбора) и качественного образования (возможность и способность ребенка к освоению программ на последующем уровне образования); обеспечении равных стартовых условий для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Как результат исследования, освещен теоретико-методологический дискурс авторской концепции: признание ценности личности ребенка и его индивидуальности (право на выбор способа жизни, осознание своей значимости в социальном сообществе сверстников); здоровье ребенка как личностная ценность и национальный ресурс общества; деятельность, как процесс познания, понимания и принятия ценностей каждой личности; культура, как специфический способ творческой самореализации личности. Раскрыта педагогическая стратегия исследования проблем дошкольного детства и развития инновационной практики дошкольного образования: проектирование и внедрение модели психолого-педагогического сопровождения и поддержки каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей; создание педагогических, психологических, социальных и культурных условий развития и поддержки одаренного ребенка; разработка гуманитарных технологий развития и поддержки каждого ребенка по индивидуальной образовательной траектории; создание новых культурных и гуманитарных практик социального партнерства.
Посилання
Акофф Р. Преобразование образования: пер. с англ. Томск , 2009. 196 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980: т. I – 230 с; т. II – 287 с.
Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. Вестник Мининского университета. 2013. № 2. http://www.mininuniver. ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf.
Андрюхина Л.М. Технология телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования. Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 49–64.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М: Академия, 2007. 528 с.
Прозументова Г.Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 244–259.
Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. Вестник практической психологии образования. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». 2010. № 2(23), С.12–18.
Фрумкин К.Г. Утрата человеческого облика, или феноменологическая социология в эпоху Интернета [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_him.htm. (дата обращения 17.02.2014).
Юрчук О.А. Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок в логике гуманитарного подхода. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. Томский государственный педагогический университет. 2015. № 1 (7). С.65–72.
Ямбург Е.А. Беспощадный учитель. Педагогика non-fiction. М: Бослен, 2017. 462 c.